РУССКАЯ КРАСАВИЦА
И.Фадеева

...Сквозь густые лесные заросли пробираются охотники. Предстоит облава на хищного зверя. В руках людей немудреное оружие - охотничий лук: гибкий стержень, стянутый тетивой, и остро заточенные стрелы. Один из охотников остановился и, проверяя исправность оружия, тронул тетиву пальцами. Она отозвалась низким, глуховатым голосом, охотник подтянул тетиву потуже, снова тронул рукой и замер, услышав тонкий, словно серебряный, звон...
Было это очень давно, и мы не знаем вмени того охотника, который, услышав пение тетивы, попробовал натянуть на свой лук не одну, а две, три тетивы, чтоб узнать, как зазвучат они. Но именно тот охотник, живший много веков назад, и был изобретателем первого струнного музыкального инструмента...
Их немало - инструментов ноющей струны. Делятся они на смычковые - скрипка, альт, виолончель (на них играют смычком) - и щипковые, когда струну будто щиплют пальцами,- это гусли, арфа, лютня, мандолина, домра, гитара и, конечно, наша балалайка.
Балалайка - самый молодой из всех струнных народных инструментов. Гуслям, например, около полутора тысяч лет, а балалайке нет и трехсот. Полагают, что ближайшим родственником ее была домра.
Певучий, нежный голосок домры знали на Руси давно, но лишь большому мастеру было под силу вырезать в точно обточить полукруглое тельце домры. Да и играть на ней, перебирая струны медиатором из костяной пластинки, казалось делом мудреным. Людям хотелось иметь такой же небольшой и благозвучный, как домра, инструмент, но еще более простой, чтобы материала на изготовление его особого не требовалось, а сделать его и сыграть на нем мог бы каждый.
"В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачет" - о таком инструменте мечтали люди. Им и стала балалайка.
...Глухая, занесенная снегом деревня в стороне от помещичьей усадьбы. После долгого трудового дня безвестный музыкант-самоучка, засветив сальный огарок, примостился со своими столярными принадлежностями у колеблющегося пламени: вечер за вечером он мастерит инструмент. Окно наглухо притворено ставнями: чем меньше людей будет знать о его работе - тем лучше. Неровен час, опять обрушатся попы на мирскую музыку, гудьбу и бряцанье, снова прикажут бить батогамя народных музыкантов, смутьянов и острословов, сбирать по всем деревням домры, гусли, жалейки, свозить их на пустырь за Москвой-рекой и жечь на кострах...
Уж далеко за полночь, а сельский умелец все мастерит продолговатый округлый кузовок. То подпилит дощечку, то обточит ее. Плохо подгоняются они одна к другой... А что, если смастерить не округлое, o более простое - плоское или, еще лучше, треугольное тельце? Ведь для этого нужны не выгнутые, а обычные, прямые дощечки...
Не сразу рождался инструмент, и похожий на домру и в то же время совсем иной. Новая форма кузова, иные приемы игры - на нем стали по обычаю гусляров бряцать по струнам - изменили характер звука: стал он отрывистым, звонким. И, наверное, за этот задорный, веселый голос прозвали новый инструмент балалайкой, образовав это слово от сходных прозвищ, которые и по сей день выпадают на долю непоседливых шалунов - балаболка, болтушка. Некоторые ученые полагают, что имя балалайки произошло от дошедшего к нам с давних времен татарского слова балабарка (балабар-дети).
В 1715 году в Санкт-Петербурге готовилось грандиозное празднество - Петр Первый собственноручно составил "реестр", предписывавший порядок праздничного шествия ряженых и состав сопровождавшего шествие большого уличного оркестра. Согласно царскому приказу, в состав оркестра наряду со скрипкой, флейтой, свирелью входили и такие диковинные инструменты, как "почтовые рожки", "собачьи свисты", "пастушьи рога", "пузыри с горохом" и... балалайки. Это было первое дошедшее до нас печатное упоминание о балалайке.
Но прошло немного времени, и балалайка стала, как заверяют историки, в "великом употреблении в России между простым народом". Не обходились без нее ни веселая свадьба, ни рождественские праздники: балалайка тут как тут, щедро рассыпает свои незамысловатые трели.
Благодаря этой своей популярности проникла она и в нашу литературу. Едва ли найдется хоть один русский писатель, не посвятивший балалайке несколько ласковых слов.

Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой,
И бескорыстный и свободный,

- писал Лермонтов.

Долгое время простенькую балалайку считали инструментом "для черни". И только однажды, чтоб потешить свой пышный двор и заморских гостей русской диковинкой, императрица Екатерина Вторая приказала впустить скромную балалайку во дворец.
В роскошном зале собрались вельможи и придворные дамы. А когда по знаку императрицы на эстраде появился музыкант с непритязательным инструментом, приглашенные были поражены, даже оскорблены;
"Что за насмешка!" Но вот раздались хрустальные звуки маленькой кудесницы, и над залом опустилась тишина. Русские мелодии, расцвеченные искрометными вариациями, привели в восторг достопочтенных слушателей.
- Что за невиданный инструмент и кто сей виртуоз? - спрашивали гости.
- Это славный российский музыкант Иван Хаядошкин, первый скрипач двора ее величества, отменный сочинитель и игрок русских песен: а в руках его простая балалайка, сделанная из тыквы и только для благозвучия проклеенная изнутри битым хрусталем,- отвечали осведомленные слушатели.
Но как ни хорошо играл на своей концертной, изготовленной во специальному заказу балалайке Иван Хандошкии, ни он, ни другие талантливые балалаечники - И. Ф. Яблочкин, М. Г. Хрунов - не сумели добиться признания балалайки у широкой публики, и тихозвучный этот инструмент еще долго оставался презираемым музыкантами. А потом наступило время, когда казалось, что балалайку вытеснит голосистая тальянка - гармонь. Но этого не произошло.
Первый публичный концерт Андреева состоялся 25 декабря 1886 года. День этот вошел в историю как день второго рождения балалайки.
Позднее В. В. Андреев создал целое семейство балалаек, отличающихся друг от друга по размерам, диапазону, разными по высоте голосами. Есть маленькие балалайки - дисканты, пикколо, примы; балалайки среднего размера - тенор, альт; большие балалайки - бас, контрабас.
Андрееву же принадлежит заслуге создания первого оркестра балалаечников.
Какая прелесть эти балалайки, - сказал П. И. Чайковский, услышав андреевский оркестр. - Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре!
Антон Рубинштейн после концерта андреевцев признался: "Ничего подобного я не мог ожидать от балалайки. Честь вам и хвала, Василий Васильевич. Вы внесли в музыку новый, своеобразный элемент".
Крупнейшие русские музыканты стали писать для балалайки. Римский-Корсаков в один из эпизодов оперы "Сказание о невидимом граде Китеже" ввел даже целый балалаечный оркестр. "Пусть же мои пример будет поучительным и для других композиторов,- писал он Андрееву.- Первый шаг сделан мною".
С той поры балалайка стала вхожа в оперные театры и в большие концертные залы. С огромной быстротой росло число профессиональных
Андреев с группой энтузиастов устраивал для учащейся молодежи бесплатные воскресные концерты, обучал игре на новой балалайке солдат в надежде, что, вернувшись домов, они привезут с собой в деревню балалайку.
Узнав об этом, Л. Н. Толстой писал Андрееву: Вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные, прелестные песни. Приехав в Москву, Лев Николаевич пригласил к себе Андреева, весь его оркестр балалаечников и целый вечер с наслаждением слушал в исполнении балалаек народные песни, пьесы Чайковского, Шумана, Рубинштейна, песню "Светит месяц" по просьбе Толстого повторяли трижды.
На юбилейном вечере, посвященном 25-летию со дня второго рождения балалайки, Ф. И. Шаляпин сказал, обращаясь к Андрееву: "Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир".

 

 

Hosted by uCoz