ОРГАН ДОМСКОГО СОБОРА
С.Могилевская

Домскнй собор находится в Риге. Его построили несколько столетий тому назад. Он красив и величествен. У него высокие стрельчатые окна, тяжелые, окованные железом двери и сводчатые потолки. Каждое окно - картина, составленная из разноцветных стекол.
Старинные граненые фонари висят у его входа. Когда стемнеет, в oях зажигается свет...
Прежде Домский собор был храмом, куда люди ходили молиться Богу. Каждое богослужение сопровождалось органной музыкой. Молясь Богу, люди внимали музыке, в ее звуках им чудился то голос ветра, то шум морского прибоя, то пение птиц. А когда вачивали звучать самые большие в самые высокие органные трубы, молящимся казалось, что там, где-то в вышине, в небе, над сводами собора, гневно рокочет гром, страшный для грешных людей. И, слыша мощные звуки органа, каждый человек возносил жаркие молитвы, стараясь умилостивить кого-то там, наверху, на вебе, испросить прощения у того, кто вершит всеми делами ва грешной земле.
Теперь Домскнй собор - храм, куда люди приходят слушать прекрасную органную музыку. В его зале находится одни из самых боль ших и великолепных органов мира. А о Боге здесь никто больше и не помышляет.
Орган называют "царем инструментов". Или говорят, что он "инструмент инструментов". А еще: что это большой симфонический оркестр, на котором играет лишь один человек. И последнее, пожалуй, самое верное и самое точное утверждение. Когда звучит орган, слышны все инструменты оркестра: поют трубы и скрипки, флейты и кларнеты, валторны, виолончели, трубы и контрабасы.
На симфоническом концерте мы видим и дирижера у дирижерского пульта, и музыкантов, играющих в оркестре - скрипачей и виолончелистов, трубачей и кларнетистов. Весь оркестр перед нашими глазами.
А слушая органную музыку, мы никого не видим. Многоголосые органные трубы, весь этот огромный, поистине царственный инструмент подчинен одному музыканту - органисту. Он сидит, почти скрытый от наших глаз, за клавиатурами органа. Он заставляет звучать все органные трубы.
Орган - старинный инструмент. История его возникновения уходит далеко в глубь тысячелетий. Уже в III веке до нашей эры у древних египтян и греков существовал инструмент, слегка напоминающий орган.
На римских монетах времен Нерона есть его изображение. Назывался он гидравлос. Иначе говоря, водяной орган. Значит, трубы того органа звучали с помощью воды. Изобретение гидравлоса приписывают греческому механику Ктесибию из Александрии.
Музыка древнего органа - гидравлоса - была одноголосой, звук резким. К богослужению тот орган не имел никакого отношения. Это был светский инструмент: на нем играли во время боя гладиаторов, его музыка сопровождала пиры и празднества.
Секрет устройства того древнего органа был бесследно утерян. И лишь через много сотен лет - уже в VII веке нашей эры - началось возрождение органа. Вот тогда-то в католических храмах орган и становится одной из главных принадлежностей богослужения. Но есть сведения, что первое время звуки органа не привлекали, а, наоборот, пугали и разгоняли молящихся.
Расцвет же органного искусства относится к средневековью, когда над людьми особенно сильна была власть Церкви. Волей-неволей прекрасная органная музыка в те века стала верной союзницей и помощницей Церкви, своими звуками приобщая к религии души верующих.
Старинные органы были грубой работы, с широкими, тугими клавишами. Органисту надо было изо всей силы ударять по клавишам кулаками и локтями, чтобы извлечь звук.
А внизу, под органом, в поте лица трудились два-три человека. Они нагнетали мехами воздух, который передавался от клавиш к органным трубам, заставляя эти трубы звучать. Вроде того, как человек заставляет звучать трубу, нагнетая в нее воздух из своих легких.
У нас в России орган появился тоже очень давно. И всегда он был только светским инструментом. Из старинных книг мы знаем, что московские князья любили органную музыку. В XV веке орган имелся во дворце великого князя Василия III.
Постепенно строение органа совершенствовалось и изменялось. Теперешние инструменты мало чем похожи на старинные тех далеких времен.
В современных органах бывает от 800 до 45 тысяч труб различного тембра. Механизм у них электрифицирован. Теперь не надо вручную нагнетать воздух, чтобы звучали все эти тысячи труб.
Один из самых современных органов находится в Москве, в Малом зале Консерватории.
Ноты для органа пишутся сразу на трех линейках: на двух - для рук, на третьей - для ног.

* * *

Но вернемся снова к органу Домского собора.
Весь разукрашенный причудливой резьбой и позолотой, орган Домского собора как бы парит над всем залом, над головами людей, которые пришли сюда слушать музыку. Он стоит наверху, на хорах, почти под самым сводчатым потолком собора.
У него лес плотно прижатых друг к другу труб, металлических и деревянных. Их 6786. Одни - толстые и высокие, во много раз выше человеческого роста. Другие - совсем небольшие и тонкие. И у каждой трубы свой тембр голоса.
У органа несколько клавиатур. Они расположены ступеньками, одна над другой, и называются мануалами. И кроме того, у органа много педалей. Как бы целая клавиатура для ног. Органист играет сразу и ногами и руками.
Музыка Баха, Генделя, Моцарта, Вивальди и других великих композиторов прежних веков и нашего времени звучит на органных концертах в Д омском соборе.
...На концерт органной музыки в Домский собор я попала не вечером, а в летний солнечный день. Яркие лучи, пробиваясь сквозь стеклянные витражи узких окон, разноцветными бликами освещали и лица слушателей, и сводчатый потолок, и деревянные, отполированные временем статуи святых, и золотые трубы органа, повисшие под потолком.
Концерт еще не начался. Но в зале царила какая-то настороженная, благоговейная тишина.
Помнится, в тот день на улице был ветер. И ветер этот стремительно гнал по небу облака, то затеняя, то открывая солнце. Красные, зеленые, золотистые и фиолетовые блики, внезапно возникая, будто живые и тут и там скользили по залу и внезапно исчезали. И весь зал тогда погружался в сумеречную тишину.
Но вот там, наверху, появился органист. Почти невидимый нам, он приблизился к органу. Сел. Осторожно опустил руки на клавиши.
И тогда раздался первый протяжный звук. Этот звук словно упал к нам сверху. Певучий и низкий. Медленная и строгая мелодия Баха прозвучала под пальцами музыканта.
Как описать словами музыку? И особенно музыку Баха, когда ее исполняют на органе?
Родившаяся где-то вверху, под стрельчатыми сводами собора, эта музыка постепенно заполняет весь зал. Перемежаясь с прозрачными звуками в трубах верхнего регистра, она то сливается в общий торжественный и мощный аккорд, то рассыпается на отдельные голоса. И, перекатываясь под сводами, замирает журчащей трелью в вышине, там, где сквозь цветные стекла оконных витражей трепещут лучи солнца...

 

Hosted by uCoz