Никто не сомневается в том, что играть на скрипке или флейте - дело сложное и тонкое. Зато игра на ударных инструментах многим кажется лёгкой задачей: стучи палкой по барабану - только и всего. Однако всё не так просто. Каждый удар должен иметь определённую силу. Сложные движения перепонки (мембраны) барабана заставляют колебаться воздух под ней. Чем меньше перепонка и чем сильнее она натянута, тем выше звук - действует тот же принцип, что и при игре на натянутой струне.
А теперь в алфавитном порядке:

БАРАБАН. Его можно с полным основанием считать одним из древнейших музыкальных инструментов. У разных народов и в разные времена барабаны могли принимать самый неожиданный вид. Главное требование к барабану - гулкий, мощный звук, такой, чтобы его можно было услышать даже на очень большом расстоянии. Ведь основным назначением барабана в древности было передавать сигналы. Язык барабанов и сегодня применяют некоторые африканские племена. Барабан может с помощью темпа и ритма рассказать соседям за сотни километров о радостном или печальном событии, предупредить о приближении опасности.

БОЛЬШОЙ БАРАБАН. Иногда можно встретить его второе имя - тур. Большой барабан - основа современного оркестра. Он может быть двухсторонним или односторонним. Барабан обладает самым мощным и самым мрачным голосом из всех оркестровых инструментов. Регулировать громкость его звука очень сложно - слишком большие размеры у большого барабана.
Рассказывают, как однажды во время репетиции дирижёр в течение часа безуспешно пытался добиться от музыканта, играющего на большом барабане, тихого звучания. Как тот ни старался - всё равно звук казался дирижёру слишком громким. Тогда музыкант решил схитрить и пропустил своё вступление. Дирижёр остался доволен. Но заметил: "Можно было бы ещё чуть-чуть тише".

МАЛЫЙ БАРАБАН. Его называют ещё военным (в своё время боевая атака начиналась с резкой барабанной дроби). Он не только намного меньше, чем его большой тёзка, но и отличается по конструкции: внутри его корпуса, прямо под натянутой кожей - мембраной, находятся маленькие стальные пружины или струны. Они создают характерный звук барабана - трескучий, чуть дребезжащий. Барабанщикам, искусно владеющим Малый барабан
двумя маленькими палочками с войлочными головками, подвластны самые сложные ритмы, самая стремительная дробь. Малый барабан задаёт темп всему оркестру.

БУБЕН. Пришёл к нам с Востока. Он реагирует на малейшее прикосновение. Стоит дотронуться до его тонкой кожи - и сразу ясе отзовутся расположенные в прорезях по бокам маленькие медные тарелочки или бубенчики. Без задорно звенящих бубнов не обходится ни один цыганский танец. А в оркестре ему поручают самые сложные ритмические фигуры.

ВИБРАФОН. Представляет собой всего лишь набор тонких металлических пластинок разной длины (поэтому он и относится к металлофонам). Но стоит ударить по одной из них палочкой с войлочной головкой - и пластинка зазвучит. Сконструировали инструмент в Америке в начале 20-го века, а теперь его можно часто встретить и в симфоническом, и в эстрадном оркестрах. На вибрафоне можно сыграть и мелодию, ведь у каждой пластинки свой звук. И мелодия получается яркая, необычная.

КАСТАНЬЕТЫ. Этот инструмент традиционно считается испанским. У кастаньет сухой, резковатый звук. Кастаньеты почти всегда сопровождают испанский народный танец фламенко.
Кастаньеты известны у многих народов. Изготавливают их из черепашьего панциря либо из кожи, дерева. Оркестровые кастаньеты делают из твёрдого сухого дерева. Для удобства обе выпуклые деревяшки не привязывают к пальцам, а скрепляют вместе на одном шнурке.

КОЛОКОЛ. Прежде всего, это сольный инструмент. У него работа особенная. Ведь колокольная музыка - это музыка духовная (церковная). Колокола помещали на высоких колокольнях, чтобы звон был слышен далеко в округе. Для каждого праздника и даже для каждого времени суток имелся свой перезвон. Колокольных дел мастера вкладывали в свои творения душу и давали им разные имена. "Лебедь", "Полиелей", "Сысой" - так зовутся колокола в Ростове Великом, в центре России. И колокола отвечали людям добром. Существует множество легенд о том, как колокола начинали сами звонить в минуту опасности.
Делают колокола из самых разных материалов. Есть стеклянные колокола в Швеции, глиняные - в Эфиопии. А в России их всегда отливали из металла - стали, чугуна. Но лучше всего звучит бронза, особенно если бросить в неё на счастье серебряную монету. У каждого мастера был свой секрет сплава для колокола. Нужно было заранее рассчитать размеры, чтобы колокол получился громким, голосистым. Из разных металлов делают и современные оркестровые колокола. И хотя их звучание напоминает настоящий колокольный звон, внешне они совершенно не похожи на церковные колокола: это набор полых труб и трубочек разной длины. Закреплены они на раме. А чтобы они зазвучали, по ним ударяют специальным молоточком.

КСИЛОФОН. Это сложное слово. Состоит из двух греческих, которые в переводе означают дерево и звук. Значит, изготавливают этот инструмент из дерева? Да. Как же он выглядит? Очень просто: соединяются деревянные брусочки разной длины, но при этом каждый брусочек издаёт только один звук определённой высоты. Из дерева делают и молоточки, которыми ударяют по брусочкам. Звук получается резкий, отрывистый и довольно сильный. Виртуозы-музыканты могут играть в поразительно быстром темпе.

ЛИТАВРЫ. Один из немногих инструментов семейства ударных, который позволяет взять звук определённой высоты. Литавры - очень древний инструмент, хотя в Европу они попали только в 15-м веке. В современном оркестре находится группа из трёх-четырёх литавр. Одни литавры настроены на ноту соль, другие на ноту ля, третья - на ноту си. Литавры можно перенастраивать. Как это делается? А вот как: на металлическом корпусе-котле меняют натяжение кожи - натяжение усиливают или ослабевают. У литавр столько тончайших оттенков звуков по громкости, что дирижёру бывает очень трудно добиться звука нужной силы от незнакомого ему музыканта. Поэтому даже если дирижёра приглашают руководить на концерте "другим" оркестром, обычно литавриста он берёт своего, привычного.

МАРАКАСЫ. Это красочные деревянные или пластмассовые шары на ручках, наполнены они дробью или горохом. Да, не удивляйтесь - горохом. Стоит легко встряхнуть такой шар - и раздастся лёгкое, приятное шуршание: это пересыпаются дробинки или горошины. На родине маракасов - в Латинской Америке - их делали из высушенных кокосовых орехов или тыквы. Сейчас шуршащий звук маракас часто сопровождает эстрадные мелодии.

МЕТАЛЛОФОН. Это разновидность самозвучащих инструментов. К числу таких инструментов относятся и колокольчики, и гонг, и треугольник, и тарелки. Источник звука у них - упругое металлическое тело, по которому бьют молоточками, палочками и специальными язычками.

ТАМТАМ. А вот у этого ударного инструмента высоту звука определить невозможно. Не старайся. Это слишком сложно! Голос у тамтама запоминающийся - низкий, грозный. Часто тамтам путают с гонгом. И немудрено. Внешне они очень похожи. Только у тамтама бронзовый круг не плоский, а выпуклый


ТАРЕЛКИ. Вступают обычно в самом конце произведения. Им поручают ответственное дело - "поставить точку". Ещё бы. Такое торжественное, приподнятое настроение может создать далеко не каждый инструмент. Уже две тысячи лет назад в Древнем Египте радостный звон тарелок сопровождал триумфальные шествия фараонов и полководцев. В Россию тарелки завезли турки-торговцы, а вот секрет изготовления настоящих звонких тарелок Тарелки так и остался на Востоке. Говорят, там в медь для изготовления тарелок добавляют серебро и даже золото. Но как бы там ни было, настоящие тарелки бывают китайские - ими ударяют друг о друга в оркестре, и турецкие - такие тарелки, закреплённые на подставке, штативе, можно увидеть в эстрадном, симфоническом, джазовом оркестрах.

 

 

Hosted by uCoz