ПРЕДШЕСТВЕННИЦА СКРИПКИ

Действительно, какой инструмент предшествовал появлению на свет скрипки? Оказывается, был такой, имя его - виола. Виола стала предшественницей не только скрипки, но и всех смычковых. В Европу её завезли арабы в 14-15-м веках. Во время игры виолу или держали на плече, или ставили на пол. У виол был нежный, мягкий голос, но, увы, очень слабый. Сейчас этот старинный инструмент музыканты не используют, он уступил свои позиции другому - скрипке. Однако очень долго виола не знала себе равных и была любима многими музыкантами. Во Франции в 18-м веке был даже написан трактат "В защиту виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели", но это не помогло.


ЦАРИЦА МУЗЫКИ


Про всё, что людям дорого от века,
Кто нам споёт душевней и нежней?
Прижата плотно к подбородку дека,
Как буквы S - два выреза на ней.
Упругих струн смычок коснулся гибкий -
И замер ты, дыханье затая:
Взволнованный и тёплый голос скрипки
Неповторим, как голос соловья.

Скрипка окружена множеством легенд и загадок. Тайной осталась и история её возникновения. Такого инструмента не знали ни древние греки, ни римляне. Возможно, родиной скрипки была Индия: ведь именно там обнаружены древнейшие наскальные изображения смычка. В славянских странах Европы скрипка известна уже с 9-го века. Тембр её голоса походил на звуки, издаваемые ослом, петухом, и потому её называли инструментом простолюдинов. Действительно, звучала эта простушка со своим диким, грубым, некрасивым голосом на деревенских праздниках, свадьбах, в кабаках, на рыночных площадях. Признаком дурного тона было остановиться в карете на площади, желая послушать "пение" скрипки. Так продолжалось вплоть до 16-го века. Именно тогда произошло её "второе рождение". По-настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера 16-17-го веков. Благодаря им, скрипке удалось наконец-то победить виолу и доказать, что она достойна звучать не только на площадях и ярмарках, но и на сцене.
История сохранила имена великих итальянцев, мастеров изготовления скрипичных инструментов. Среди них самые известные - Амати, Гварнери, Страдивари. Стоит рассказать немного об этих мастерах.

ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА

АМАТИ - семья итальянских скрипичных мастеров, живших в Италии, в городе Кремоне в 16-17-м веках. Основателем династии считают Андрёа Амати. Он жил с 1535 по 1661 г. Свою первую скрипку он сделал в 11 лет. И тогда ещё никто не догадывался, что эта скрипка станет первой из множества совершеннейших инструментов кремонской школы.

ГВАРНЕРИ. Секрет изготовления скрипок и виолончелей династии Гварнери до сих пор считается непревзойдённым. Скрипка, сделанная в начале 18-го века Джузеппе Гварнери, принадлежала Никколо Паганини. Жил Гварнери с 1698 по 1744 г.

СТРАДИВАРИ. Семья итальянских мастеров кремонской школы. Самый прославленный - Антонио Страдивари. Он жил в 1644-1737 гг.

Да, эти знаменитые итальянцы оставили нам в наследство великолепные инструменты и... множество загадок.

РОЖДЕНИЕ СКРИПКИ

Её величество скрипка живёт в дружной семье смычковых. Её ближайшими родственниками были и остаются альт, виолончель и контрабас.
А теперь зададимся вопросом: как делают скрипку?
Изготовление скрипки - очень тонкое искусство. Понадобятся месяцы, чтобы подобрать и обработать материалы, отшлифовать детали, собрать изделие. Особенно важно, из какой древесины будет изготовлена скрипка. Древесина должна быть крепкой и в то же время упругой - иначе инструмент не будет хорошо звучать. Для верхней деки нужен мягкий материал (сосна или ель), для нижней - твёрдый (клён). Обе деки склеиваются. Затем вдоль края верхней деки вырезают узкое углубление, в которое вкладывается ус. Он служит не только украшением, но и предотвращает расщепление древесины. Шейку и головку вырезают из кленового бруска. На шейке просверливают отверстия для колков. На них закрепляют струны. Очень важно для сохранности и звучания скрипки, каким лаком она будет покрыта. Лаки готовятся самые разные. В течение 3-4 месяцев постепенно, слой за слоем, на корпус скрипки наносят различные лаки. Число слоев может быть больше десяти.
Важнейшая часть скрипки - её смычок. Струны для него изготавливают из конского волоса. На Востоке в 8-м веке существовал пятиструнный смычковый инструмент - крота. Уже тогда музыканты перед выступлением натирали смычок смолой, чтобы звук получался плавным, а сам смычок - более прочным. Сейчас для натирания смычка тоже используют твёрдую смолу из сока хвойных деревьев - канифоль.


 

 

Hosted by uCoz