|
|
ПРЕДШЕСТВЕННИЦА
СКРИПКИ
Действительно, какой инструмент предшествовал появлению на свет скрипки? Оказывается, был такой, имя его - виола. Виола стала предшественницей не только скрипки, но и всех смычковых. В Европу её завезли арабы в 14-15-м веках. Во время игры виолу или держали на плече, или ставили на пол. У виол был нежный, мягкий голос, но, увы, очень слабый. Сейчас этот старинный инструмент музыканты не используют, он уступил свои позиции другому - скрипке. Однако очень долго виола не знала себе равных и была любима многими музыкантами. Во Франции в 18-м веке был даже написан трактат "В защиту виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели", но это не помогло.
ЦАРИЦА
МУЗЫКИ
Про всё, что людям дорого от века,
Кто нам споёт душевней и нежней?
Прижата плотно к подбородку дека,
Как буквы S - два выреза на ней.
Упругих струн смычок коснулся гибкий -
И замер ты, дыханье затая:
Взволнованный и тёплый голос скрипки
Неповторим, как голос соловья.
Скрипка
окружена множеством легенд и загадок. Тайной осталась и история её возникновения.
Такого инструмента не знали ни древние греки, ни римляне. Возможно, родиной
скрипки была Индия: ведь именно там обнаружены древнейшие наскальные изображения
смычка. В славянских странах Европы скрипка известна уже с 9-го века. Тембр
её голоса походил на звуки, издаваемые ослом, петухом, и потому её называли
инструментом простолюдинов. Действительно, звучала эта простушка со своим
диким, грубым, некрасивым голосом на деревенских праздниках, свадьбах, в кабаках,
на рыночных площадях. Признаком дурного тона было остановиться в
карете на площади, желая послушать "пение" скрипки. Так продолжалось
вплоть до 16-го века. Именно тогда произошло её "второе рождение".
По-настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера 16-17-го
веков. Благодаря им, скрипке удалось наконец-то победить виолу и доказать,
что она достойна звучать не только на площадях и ярмарках, но и на сцене.
История сохранила имена великих итальянцев, мастеров изготовления скрипичных
инструментов. Среди них самые известные - Амати, Гварнери, Страдивари. Стоит
рассказать немного об этих мастерах.
ВЕЛИКИЕ
МАСТЕРА
АМАТИ
- семья итальянских скрипичных мастеров, живших
в Италии, в городе Кремоне в 16-17-м веках. Основателем династии считают Андрёа
Амати. Он жил с 1535 по 1661 г. Свою первую скрипку он сделал в 11 лет. И
тогда ещё никто не догадывался, что эта скрипка станет первой из множества
совершеннейших инструментов кремонской школы.
ГВАРНЕРИ.
Секрет изготовления скрипок и виолончелей династии Гварнери до сих пор считается
непревзойдённым. Скрипка, сделанная в начале 18-го века Джузеппе Гварнери,
принадлежала Никколо Паганини. Жил Гварнери с 1698 по 1744 г.
СТРАДИВАРИ.
Семья итальянских мастеров кремонской школы. Самый прославленный - Антонио
Страдивари. Он жил в 1644-1737 гг.
Да, эти знаменитые итальянцы оставили нам в наследство великолепные инструменты и... множество загадок.
РОЖДЕНИЕ
СКРИПКИ
Её
величество скрипка живёт в дружной семье смычковых. Её ближайшими родственниками
были и остаются альт, виолончель и контрабас.
А теперь зададимся вопросом: как делают скрипку?
Изготовление скрипки - очень тонкое искусство. Понадобятся месяцы, чтобы подобрать
и обработать материалы, отшлифовать детали, собрать изделие. Особенно важно,
из какой древесины будет изготовлена скрипка. Древесина должна быть крепкой
и в то же время упругой - иначе инструмент не будет хорошо звучать. Для верхней
деки нужен мягкий материал (сосна или ель), для нижней - твёрдый (клён). Обе
деки склеиваются. Затем вдоль края верхней деки вырезают узкое углубление,
в которое вкладывается ус. Он служит не только украшением, но и предотвращает
расщепление древесины. Шейку и головку вырезают из кленового бруска. На шейке
просверливают отверстия для колков. На них закрепляют струны. Очень важно
для сохранности и звучания скрипки, каким лаком она будет покрыта. Лаки готовятся
самые разные. В течение 3-4 месяцев постепенно, слой за слоем, на корпус скрипки
наносят различные лаки. Число слоев может быть больше десяти.
Важнейшая часть скрипки - её смычок. Струны для него изготавливают из конского
волоса. На Востоке в 8-м веке существовал пятиструнный смычковый инструмент
- крота. Уже тогда музыканты перед выступлением натирали смычок смолой, чтобы
звук получался плавным, а сам смычок - более прочным. Сейчас для натирания
смычка тоже используют твёрдую смолу из сока хвойных деревьев - канифоль.
Назад к списку экскурсий...