СТРУНЫ И КЛАВИШИ

При игре на цимбалах или арфе пальцы музыканта касаются струн.
В 15-м веке многострунные инструменты снабдили клавиатурой и специальными механизмами. Так появились клавишные щипковые инструменты: клавесин, спинет, верджинел.
Впервые клавишные появились в Европе. Клавикорд родился во Франции, а клавесин - в Германии. Оба инструмента были похожи друг на друга, вот только голоса их отличались. Клавикорд звучал тихо, приглушённо, а потому мог быть услышан в небольших помещениях. Клавесин же звучал громко, ярко, значит, его голос был хорош для больших аудиторий. Внешне оба инструмента напоминали фортепиано, но это только внешне. Инструменты существовали довольно долго, вплоть до 18-го века. На клавикорде играли дома, для себя. Маленькие клавикорды можно было легко переносить с места на место, из комнаты в комнату. Клавесин был крупнее и твердо стоял на стройных деревянных ножках. Это был уже настоящий концертный инструмент, хотя и звучал он для больших залов всё же тихо. Музыканты и мастера по изготовлению клавесинов и клавикордов придумывали различные приспособления, чтобы усилить звучание этих инструментов.
Первым из употребления вышел клавикорд.
А что же клавесин? Он стал принадлежностью всех богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта дерева - чёрного, красного, розового, лимонного. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидной крышке знатные живописцы писали замечательные картины.
А клавиши!.. Случалось, клавиши клавесина покрывали пластинками из самоцветов - слоистым агатом - ониксом, золотистым янтарём и даже драгоценным темно-синим лазуритом. Вот это да, скажут многие. Слава мастерам, художникам и ювелирам, которые превратили клавесин в неописуемого красавца! Никогда раньше музыкальный инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой... мебелью! Но, увы, улучшение внешнего вида приводило порой к ухудшению звука. И всё же труд художников не был напрасным. Пускай сделанный из драгоценного морёного дуба клавесин звучал несколько "дубовато", поскольку это твёрдое и тяжёлое дерево плохо проводит звук, но зато вместе с красивым клавесином вельможи приучались ценить музыку, на нём исполняемую. Они любили клавесин за негромкий разговор, за нежность и элегантность звучания. Они прощали ему (или вовсе не замечали) его неяркую звуковую палитру.
Для клавесина писали музыку выдающиеся композиторы прошлого: немецкий композитор И.С. Бах, австрийский - В.А. Моцарт, французские композиторы Рамо и Куперен.

РОЯЛЬ И ПИАНИНО

Долгое время музыкальных дел мастера не могли смириться с тем, что клавесин звучит столь однообразно, и придумывали всевозможные приспособления, чтобы придать его звучанию красок и сочности. Но сколько ни бились, толку было мало. Пока... Тут мы сделаем небольшую остановку и познакомимся с одним итальянским герцогом и его мастером. Примерно 290 лет назад жил в городе Флоренция герцог Казимо Медичи, у которого была богатая коллекция музыкальных инструментов - настоящий музей. Смотрителем в этом музее работал мастер Бартоломёо Кристофори. В его обязанности входило ремонтировать инструменты. Однако в свободное время Кристофори конструировал новые. И вот в один прекрасный день в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. Тоже клавиши, струны, механика... Но на самом деле в этом инструменте было одно замечательное новшество. Кристофори так изменил механику, что от силы удара по клавише стала зависеть и сила звука. Что же придумал мастер? Он клавишу, такую же как у клавесина, через рычажки соединил с молоточком, обтянутым лосиной кожей. Молоточек и ударял по струнам.
Подобный инструмент мы уже встречали. Это цимбалы из семейства струнных щипковых. Помните, этот инструмент был распространён в Европе, в Венгрии, в 19-м веке. Сила звука у цимбал напрямую зависит от силы удара колотушками по струне. Виртуозы-цимбалисты в своё время не уступали в ловкости исполнения самым техничным клавесинистам. Будем считать, что предком нынешнего рояля был и "народный инструмент" цимбалы. Как бы там ни было, молоточковый инструмент, изобретённый Бартоломео Кристофори, можно смело назвать первым в мире роялем.
Этот инструмент получил название фортепиано. Слово форте означает громко, а слово пиано - тихо. Очень важным показалось музыкантам именно это свойство нового инструмента - издавать звуки разной громкости в прямой зависимости от силы удара по клавише. Вот и назвали его по этому признаку - фортепиано.
до конца 18-го века, этому инструменту пришлось завоёвывать и доказывать своё право на существование. Долгое время у него был соперник - клавесин. Как только ни называли музыкантов, играющих на фортепиано,- например, кастрюльщиками, а сам инструмент именовали кастрюлей! Удивляться тут нечему. В то время как фортепиано делало свои первые шаги, клавесин уже завоевал признание. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали множество прекрасных произведений для него. К его изящному звучанию уже был приучен и слух музыкантов, и слух публики.

Многие композиторы, сочиняя музыку, становились как бы хозяевами "своих" оркестров. Они не удовлетворялись тем, что было у них "под рукой", теми инструментами, которые были широко известны. Они включали в свои оркестры новые инструменты, использовали новые звуковые краски, новые звуковые сочетания.
Так, в 1892 году, в симфоническом оркестре, где, казалось, и так нет свободных мест, появился новый музыкальный инструмент с поэтическим названием челеста, что в переводе значит "небесная". А произошло это удивительное знакомство слушателей с музыкальной красавицей на премьере балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Прелестный танец повелительницы Страны сластей Пётр Ильич поручил именно ей, челесте. За несколько месяцев допремьеры спектакля он попросил одного из своих друзей выписать этот музыкальный инструмент из-за границы. Имя инструмента держалось в тайне. Пётр Ильич опасался, что другие композиторы воспользуются необыкновенными эффектами этого "небесного ангела". И как же оказался прав Чайковский - заграничная диковинка превзошла все его ожидания! Попадание оказалось точным - челеста осталась в группе ударных инструментов симфонического оркестра.

 

Hosted by uCoz