Eсли бы вдруг музыкальные инструменты заговорили, то мы услышали бы множество удивительных и увлекательных историй. Один когда-то Царствовал в музыкальном мире, а сегодня забыт. Другой превратился из "золушки" в "королеву". Есть и такие, которые сдружились навеки и друг без друга жить не могут. А иные долго боролись за своё место под солнцем. У инструментов разные характеры; подобно артистам, они исполняют разные роли. И у каждого своя судьба.
Удивительна судьба духовых инструментов. Они давние спутники людей. Духовые оркестры существовали как в Древнем Египте, так и в Древней Греции. Возраст же самых древних духовых каменных "свистулек" насчитывает десятки тысячелетий. Позже научились делать свистящие дудочки из тростника, дерева, кости, глины, металла.
До сих пор сохраняется деление духовых инструментов на деревянные: фагот, кларнет, гобой, флейта; и медные: туба, тромбон, корнет, труба, валторна.
Во всех духовых инструментах звук возникает в результате того, что воздух, прежде чем попасть в корпус инструмента, преодолевает различные преграды. В деревянных - это края отверстий для пальцев, в медных - края вдувного отверстия. Чем ближе ко рту открытое пальцевое отверстие и чем уже и короче трубка, тем выше будет звук. Самые низкие звуки у медных духовых, длина которых достигает девяти метров. Для удобства эти инструменты сворачивают, изгибают - звук от этого почти не меняется, только становится мягче.
Воздух звучит намного громче струны, поэтому духовых инструментов в оркестре меньше, чем струнных. Располагаются они в глубине оркестровой ямы.
А теперь по порядку.
Родоначальницей всех духовых деревянных можно считать тростниковую дудку. Сделать этот простейший музыкальный инструмент из полой (пустой внутри) тростинки несложно. Тростинку надо укоротить, проделать в ней несколько отверстий и расплющить один конец.
Один из древних духовых деревянных инструментов - флейта. У неё несколько "лиц". Древнейшая из разновидностей флейты - Флейта Пана многоствольная. Именно такой инструмент, состоящий из восьми трубочек разной длины и ширины, обнаружили археологи при раскопках в Поволжье, в захоронениях, возраст которых пять тысячелетий.
На Руси её называли кувиклы (кугиклы), а в Древней Греции - флейта Пана. По легенде, лесной бог Пан сделал себе такую флейту из тростника, в который превратилась нимфа Сиринга, испугавшись уродливого, бегущего за ней Пана.
Свирель и флейта обладают нежным голосом со свистящим призвуком. Слово флейта означает дуновение. И звук из флейты извлекается лёгким дуновением. Всё очень просто. С давних времён существует поверье, будто флейта может заворожить. Ей приписывают магическую силу. В одной немецкой легенде рассказывается о том, как ряженый дудочник, играя на своём нехитром инструменте - флейте, околдовал детвору.
Другой деревянный духовой - гобой - возник во Франции в 17-м веке. Делают его из ценного чёрного дерева. С французского гобой можно перевести как высокое дерево.
В оркестр этот инструмент попал в конце 18-го века. Он даёт основной тон для настройки всех остальных инструментов в оркестре. У гобоя Гобой естъ ближайший родственник - брат - английский рожок. Он больше гобоя и звучит ниже. Из-за особой формы раструба - грушевидной - сильнее становится носовой, характерный для этого инструмента призвук. Гобою часто поручают восточные мелодии.
Ещё один инструмент из семейства духовых деревянных - кларнет. Он обладает чистым и светлым звучанием. Его название произошло от латинского слова, означающего ясный, четкий. Этот инструмент может всё: ему доступны как тихие, едва слышные звуки, так и громкие, напряжённые. Он поёт глубокие, протяжные мелодии и исполняет быстрые, стремительные Кларнет пассажи в высоком регистре. В оркестре всегда не менее трёх кларнетов.
И наконец самый низкий по звучанию из этого семейства - фагот. Его узкая трубка в длину достигает почти трёх метров, и поэтому для удобства её сгибают вдвое. До сих пор неясно, откуда произошло название фагота. В переводе с итальянского слово это означает связка, вязанка, а с латыни - бук. Сейчас фагот делают из клёна, он-то и придаёт мягкий, тёплый тембр инструменту.
Без его сочного баса трудно представить себе современный оркестр, фагот в его составе с 18-го века. Только одна проблема у фаготиста (музыканта, играющего на фаготе) - не получаются у фагота беглые, быстрые мелодии. У фагота есть брат - контрфагот. Он в два раза длиннее обычного инструмента.
Все духовые (медные и деревянные) имеют мундштук - специальную голосовую трубку, которой музыкант во время игры касается губами. Мундштук помогает управлять струёй воздуха. От формы мундштука во многом зависит тембр инструмента.
У флейты и кларнета его делают в виде клюва, у медных - в виде чаши или воронки.

 

Hosted by uCoz