|
|
ИЗ
ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
С.Газарян
Происхождение
гитары теряется во тьме веков. Мы не знаем, когда она появилась на свет.
Знаем только, что уже в тринадцатом веке гитара была широко известна в Испании.
Пытаясь определить истинный возраст гитары, некоторые исследователи относят
начало ее родословной к античным временам, аргументируя это тем, что название
гитары происходит от названия древнегреческой кифары. Но и китаррон, и цитра
тоже заимствовали свое название от кифары, однако ни на кифару, ни на гитару
эти инструменты не похожи, как не схожи они и между собой. Поэтому будем
считать, что от кифары происходит лишь название, а не сам инструмент.
Другие музыковеды рассуждают так: если в тринадцатом веке гитара была уже
широко известна, значит, нужно отнять еще два-три столетия и приписать рождение
гитары к десятому или одиннадцатому веку. Но и это спорно, потому что история
музыки знает случаи, когда с момента появления инструмента и до его широкого
распространения проходило очень немного времени. Ручной гармонике, например,
понадобилось для этого всего каких-нибудь двадцать лет.
Так что лучше придерживаться лишь того, что известно достоверно: семьсот
лет назад гитара уже была.
В ее истории можно проследить пять отчетливых периодов. Условно назовем
их так: становление, застой, возрождение, упадок, расцвет.
Становление длилось около полутора столетий - примерно до середины четырнадцатого
века. В это время гитара вытесняет некоторые примитивные струнные инструменты,
овладевает пусть весьма несложным, но своим собственным репертуаром, становится
одним из любимых народных инструментов в Испании и понемногу проникает в
другие европейские страны. Но не успела гитара как следует окрепнуть и набраться
сил, как в Европе появилась лютня. Сюда ее завезли арабы. Заморская пришелица
очень скоро оттеснила гитару, да так энергично, что на целых четыре столетия
приостановила ее развитие. Это и был период застоя.
То, что гитара не выдержала конкуренции с лютней в отошла на задний план,
легко объяснимо. Лютня очень древний инструмент, в первоначальной форме
она была знакома еще жителям Вавилона. К моменту своего появления в Европе
лютня обладала развитыми приемами игры и обширным репертуаром. К тому же
европейские музыканты принялись совершенствовать лютню, писать для нее новую
музыку. Поэтому соперничество лютни с гитарой никак не могло тогда сложиться
в Пользу последней.
Но соперничество бывает разным. Лучше, если более сильный партнер пробуждает
не зависть и раздражение, а желание разобраться в его сильных сторонах и
в собственных недостатках. Гитара выбрала именно этот путь, и выяснилось,
что период застоя не сломил ее, а заставил учиться.
Гитара постепенно научилась исполнять богатейший репертуар лютни, вое пользовалась
многими приемами игры на ней, и к середине восемнадцатого века начался обратный
процесс - гитара стала вытеснять лютню. Это тоже было объяснимо: возможности
двух инструментов вроде бы сравнялись, но играть на гитаре было удобнее
благодаря узкому в длинному грифу.
Вытеснив лютню, гитара не забыла свою учительницу: даже в наши дни, когда
репертуар гитары стал несравненно шире былого репертуара лютни, гитара нередко
с концертной сцены исполняет старинную лютневую музыку. А сама лютая сейчас
такой же редкий инструмент на подмостках концертных залов, как, скажем,
клавесин или клавикорд.
Но мы забежали вперед. Еще только начался период возрождения, и гитаре требовались
свои энтузиасты. К концу восемнадцатого века их было уже немало.
Назад к списку доп. сведений...