|
|
РОЯЛЬ
- ЗНАЧИТ "КОРОЛЕВСКИЙ"
Итак,
власть в музыкальном мире переменилась. Если раньше "королем"
музыкальных инструментов называли орган, а затем продолжительное время царствовал
клавесин, то отныне фортепиано, а точнее, крыловидное фортепиано получило
название рояль, что значит "королевский".
Отныне рояль стал "властителем музыкальных дум". Теперь от него
многого ждали и многого требовали. Кто? Конечно, композиторы и исполнители.
Моцарт, которого справедливо называют первым в истории выдающимся пианистом-художником,
был очень увлечен фортепиано. Каждое иэ вновь появляющихся усовершенствований
фортепиано вызывало его восторг и использовалось в сочииевиях.
"Ему [Вольфгангу] сделали ножную клавиатуру для его фортепиано, которая
помещается под инструментом: она на три пяди длиннее самого инструмента
и необычайно тяжелая..."
Это весьма интересное свидетельство показывает, в каких разнообразных направлениях
шли поиски выразительных возможностей нового инструмента. В данном случае
его наделили приспособлением, присущим органу. И хотя, как свидетельствуют
исследователи моцартовского творчества, он охотно использовал его в своих
сочинениях, оно не прижилось в фортепиано. Так же как не прижилось множество
других весьма остроумных механизмов и устройств, применяемых на первых фортепиано:
"лютневые" и "фаготовые" рычаги, которые должны были создавать
регистровое разнообразие инструмента, наподобие регистров клавесина; приспособление
для имитадии звуков ударных инструментов, приводимое в движение ногой, и
масса других.
В то время ни музыканты, ни инструментальные мастера еще не знали, что своеобразие
фортепиано проявится не благодаря использованию в нем органных или клавесинных
приспособлений, а совсем в другом; в собственных особенностях, которым еще
только предстояло определиться. Главная из этих особенностей заключалась
в том, что, в отличие от органа и клавесина, на фортепиано можно было добиться
певучего звучания.
Эту особенность фортепиано Бетховен считал наиглавнейшей. В одном из писем
к своему другу, замечательному фортепианному мастеру Штрейхеру, он писал:
"Мне приятно, что Вы относитесь к числу тех немногих, кто понимает и чувствует,
что фортепиано может петь".
В период расцвета творчества Бетховена география фортепиано настолько расширилась,
что его усовершенствованием занимались десятки мастеров в Италии, Германии,
Франции, Англии. А поскольку, как мы уже знаем, к идее создания клавишного
инструмента, звук в котором извлекался ударом молоточка о струну, практически
одновременно пришли несколько изобретателей, механизмы фортепиано, изготавливаемых
в разных странах, отличались друг от друга. Так появились "английская"
механика, прототипом которой был инструмент Кристофори, и "oвенская" механика,
идущая от Шретера.
Но как бы ни рознились по устройству фортепиано, производившиеся в Лондоне
или Вене, Париже или Риме, были у мастеров и общие проблемы, удачное решение
которых тут же перенимали другие фабрики.
Трудной, например, была проблема увеличения звукового "потолка" фортепиано.
Если сто лет назад изящный, но негромкий звук клавесина вызывал восторг
музыкантов и слушателей, то в XIX веке роялю, завоевавшему не только салоны,
но а большие залы, явно ве хватало силы звука.
Увеличить объем звучания оказалось не так трудно - надо было лишь сделать
струны толще, длиннее и больше натянуть их. Пробовали пойти по этому пути:
деревянные корпуса роялей затрещали. Ведь натяженве струн исчислялось сотнями
килограммов. Но выход был найден. Как это часто бывало, на помощь дереву
пришел металл. Теперь жесткость корпуса обеспечивалась чугунной рамой, позволявшей
увеличить силу натяжения струн до двадцати с лишним тонн! А сами струны
стали располагать перекрестно, в два яруса. Тем самым оказалось возможным
удлинить струны при сохранении общей длины рояля. В результате звук стал
ярче, полнее, громче.
Другим важным вопросом, волновавшим музыкантов, было качество звучания фортепиано.
Еще со времен Бартоломео Кристофори молоточек обтягивался лосиной кожей
- материалом хотя и дешевым, но жестким и недолговечным. Проходило совсем
немного времени, и кожа на молоточке в том месте, где он ударял по струнам,
уплотнялась, отчего и без того "сухой" и малокрасочный звук становился
еще менее певучим. Стали пробовать самые различные материалы. Наиболее подходящим
во всех отношениях оказался прессованный войлок - фильц. Покрытый фильцем
молоточек открывал перед пианистами неожиданные возможности для достижения
разнообразнейших оттенков звучания. Именно благодаря ему звук фортепиано
может быть, как уверяют пианисты, плотным и прозрачным, острым и мягким,
светлым и тусклым.
Но эти замечательные усовершенствования не успокоили ни музыкантов, ни мастеров.
Особенно не удовлетворены были пианисты-виртуозы, стремившиеся выявить технические
возможности фортепиано.
Чтобы повторить звук, необходимо было полностью отпустить клавишу (вернуть
ее в исходное положение). В этот-то момент пианист и терял драгоценное время.
Если случайно исполнитель, не дав клавише подняться до конца, нажимал на
нее снова, инструмент не звучал. Трудную задачу, над которой бились многие
механики, решил талантливый французский мастер Себастьян Эрар, представивший
в 1823 году новую конструкцию механизма рояля. Свое изобретение Эрар назвал
"двойным ходом", а позднее его стали называть механизмом с двойной
репетицией. Теперь пианист мог многократно извлекать звук из одной клавиши,
не поднимая ее каждый раз до конца.
И все же, пожалуй, самым удивительным усовершенствова-нием было изобретение
педали. Мастера, придумавшие педаль лишь для задержания звука, для его продления
после того, как клавиша отпущена, вряд ли могли предвидеть, какие звуковые
богатства и таинства заключены в этом приспособлении. Сегодня музыканты
говорят: "Без педали невозможно играть на фортепиано"; "лишь
тот может считать себя настоящим пианистом, кто умело педалирует".
Действительно, педаль - важнейшая краска в палитре пианиста. И от того, как
он использует эту краску, во многом зависит звучание инструмента.
Позднее педаль, о которой идет речь, стали называть правой, потом появилась
и левая педаль, позволившая пианисту добиваться особого тихого и мягкого
звучания.
Вот теперь конструкция рояля была уже совсем близкой к современной.
Однако так можно было сказать только о рояле, но не о фортепиано вообще.
Ведь рояль был не единственным представителем молодого семейства фортепиано.
Незаменимый на концертной эстраде, в большом зале, дома он оказался слишком
громоздким, порой его некуда было ставить. Правда, существовали и другие
виды фортепиано, например "столообразные", на которых чаще всего
играли дома. Но по звучанию "столообразное" фортепиано не шло
ни в какое сравнение с роялем.
Творческая мысль инструментальных мастеров не стояла на месте. С той же
настойчивостью, с какой они совершенствовали рояль, они принялись за создание
фортепиано, удобного для домашнего музицирования. Им стало пианино. Его
предками были... "жираф" и "пирамида".
Только не австралийский жираф и египетская пирамида, а клавишные инструменты
с такими странными названиями: фортепиано - "жираф" и "пирамидальное"
фортепиано, в которых струны располагались вертикально.
Правда, первые образцы пианино были далеко не такими, какими мы привыкли
видеть их сегодня.
Каждая фортепианная фабрика - а их в начале XIX века уже насчитывались десятки
- предлагала свою конструкцию, свои новинки. Иногда соперничавшие друг с
другом фабрики, чтобы перещеголять конкурента, ставили на свои инструменты
совсем диковинные "усовершенствования". Так появилось пианино
с... погремушками, издававшее, кроме обычного фортепианного звука, дополнительные
шумы. Пианино другой фабрики, тоже желавшей опередить соперников, имело
деку - резонансный ящик,- напоминавшую по форме скрипку. Его создатели полагали,
что таким образом удастся сделать звук пианино более певучим.
Но пожалуй, более всего разнообразия было в размерах и форме инструментов.
Вряд ли отыскались бы два пианино разных фабрик, абсолютно похожие друг
на друга. Подобно тому как клавесины выдерживались в рамках стиля мебели
своего времени, отделка пианино, равно как и роялей, соответствовала стилю
мебели XIX, а позднее и XX века.
Разнились по размеру и рояли. Причем со временем было принято достаточно
строгое деление роялей в зависимости от их размеров. Самые большие - концертные
рояли имеют длину до 3 метров, салонные - до 2 метров, кабинетные - 1,6 - 1,8
метра. А самые маленькие - "миньоны" - 1,1 - 1,5 метра.
Что ж, мастера, работавшие над совершенствованием фортепиано, потрудились
на славу: их детище стало в начале XIX века самым популярным инструментом
и на концертной эстраде, и в быту.
Но должны были прийти новые гении - композиторы и исполнители, чтобы закрепить
успех инструмента - создать и исполнять музыку, раскрывающую все его поистине
огромные возможности.
Назад к списку доп. сведений...